Нахождение экстремума без ограничений
Книга Solverex.xls, входящая в состав Excel, содержит пример решения типичной задачи маркетинга: определения затрат на рекламу, при которых прибыль от реализации товара будет максимальной. Решение этой задачи позволяет определить: "Стоит ли вкладывать дополнительные средства в рекламу, чтобы увеличить прибыль?".
Задачи, подобные приведенной, демонстрируют использование процедуры Поиска решения для подбора таких значений параметров, которые максимизируют значение нелинейной функции.
Прежде чем знакомиться с примером этого листа, рассмотрим упрощенный вариант этой задачи: поиск максимума функции при изменении одного параметра.
Исходные данные задачи состоят из 2-х блоков: "Планируемые показатели" и "Данные о продукции". Так, в 1-м квартале запланированы следующие показатели реализации:
Данные о продукции:
Расчет планируемых показателей производят так:
=35*B2*(B10+3000)^0,5
=B4*B17
B6=B4*B18
=B5-B6
=0,15*B5
B12=СУММ(B9:B11)
B14=B7-B12
B15=B14/B5
Если вышеперечисленные данные и формулы ввести в таблицу, то результаты вычислений будут такими, как показано на рис. 7.5.
Активизируем Сервис=>Поиск решения и опишем условия решения задачи:
Щелкнув на кнопке Выполнить, Вы увидите следующий результат оптимизации (рис. 7.6).
Как видно из полученного решения при, затратах на рекламу 17 093 грн. прибыль от реализации товара будет максимальной. Однако следует отметить, что максимизация прибыли не обязательно соответствует наивысшему значению рентабельности. Ее значение уменьшилось до 8%.
Рисунок 7. 5 - Данные для поиска экстремума в задаче маркетинга