Решение оптимизационных задач средствами EXCEL




Двойственность в задачах линейного программирования. Анализ полученных оптимальных решений. - часть 5


/p>

Проведем анализ полученного оптимального решения исходной задачи с помощью двойственных оценок.

1)    Анализ использования ресурсов в оптимальном плане выполняется с помощью соотношений второй теоремы двойственности.

Ресурсы труд и оборудование имеют отличные от нуля оценки 4/3 и 1/3 – эти ресурсы полностью используются в оптимальном  плане, являются дефицитными, сдерживающими рост целевой функции. Правые части этих ограничений равны левым частям.

7Х1 +2Х2 +2Х3

+6Х4

80

2Х1 +4Х2 +Х3

+8Х4

130

7´0 +2´30 +2´10 +6´0=80=80

2´0 +4´30 +1´10 +8´0=130=130

Ресурс сырье используется не полностью (280<480), поэтому имеет нулевую двойственную оценку (Y2=0).

5Х1 +8Х2 +4Х3

+3Х4

480

5´0 +8´30 +4´10 +3´0=280<480

Этот ресурс не влияет на план выпуска продукции.

Общая стоимость используемых ресурсов при выпуске 30 ковров второго вида и 10 ковров третьего вида составит 150 тыс. руб.

g

= 80 ´Y1 + 480´Y2 + 130´Y3 =80 ´4/3 +480´0+130´1/3 =150 тыс. руб.

По условию (4) не использованный полностью в оптимальном плане ресурс по­лучает нулевую оценку. Нулевая оценка ресурса свидетель­ствует о его не дефицитности. Ресурс не дефицитен не из-за его неограниченных запасов (они ограничены величиной bi), а из-за невозможности его полного использования в опти­мальном плане. Так как суммарный расход недефицитного ресурса меньше его общего количества, то план производст­ва им не лимитируется. Данный ресурс не препятствует и дальше максимизировать целевую функцию f(X).

Заметим, что ценность различных видов ресурсов нельзя отождествлять с действительными ценами, по которым осуществляется его закупка. В данном случае речь идет о некоторой мере,  имеющей экономическую природу, которая характеризует ценность ресурса только относительно полу­ченного оптимального решения.

2) Анализ эффективности отдельных вариантов плана выполняется на основе соотношений из 2 теоремы двойственности.




Содержание  Назад  Вперед